Вот уже целую неделю метет пурга. На улицу не выйти- можно заблудиться, если отойдешь от яранги на десять шагов. Совсем ничего не видно. Вокруг белая снежная стена. И пурга не собирается отступать. Яранги занесло снегом, только струйки сизого дыма пытаются выти наружу, но тут же разбиваются о ледяной ветер. Еда почти закончилась, и я начал волноваться. Шутка ли, трое ребятишек, всех надо накормить и напоить. Натэлла, Ёгра и Мыккла мирно сопели у огня, пригревшись на оленьих шкурах. Пурга пургой, но меня еще беспокоило то, что из запасов стало пропадать вяленое мясо. Запасов и так немного, а тут еще и вор какой-то завелся.
Как не пытался я его выследить, никак не получалось. В хорошую погоду зверя можно найти по следам, а в такую непогоду вообще невозможно. От безысходности я вышел на улицу, ветер рвал на мне тонкую оленью одежду, и я просто закричал, глядя в черное небо: «Боги, успокойте вьюгу, ослабьте ветер! Я должен найти вора, я должен идти на охоту, иначе мои дети умрут от голода».
Через минуту ветер успокоился, снег улегся в сугробы и задремал. А передо мной появился олень с черной головой и золотыми рогами.
-Здравствуй, Вуаннса,- сказал он человеческим голосом. – Знаю я твою беду. Мясо ворует злая росомаха. Поймать ее почти невозможно, она хитрая и быстрая. Но я дам тебе маленькую подсказку. Все дело в хвосте, — добавил олень и пропал так же неожиданно, как и появился.
Я вышел из оцепенения и вернулся в ярангу. Дети спали, я подбросил хвороста и задумался. Да, действительно, как это вор не оставляет следов? Как он приходит и уходит незамеченным? Что за чудеса? И златорогий олень, добрый саамский помощник, только запутал меня. Какой-то хвост, хвост, хвост…Я задремал.
Сон был теплый, мягкий, счастливый. Снег мягкий, пушистый. Следы большими ровными пятнами остаются на снегу. Вот маленький Ёгра тянет за собой еловую ветку и, смеясь, кричит мне: «Папа, смотри, у меня хвост, я заметаю следы!»
Стоп! Вот она — подсказка оленя! Росомаха, имея большой пушистый хвост, заметает следы преступления.
Сон как рукой сняло. Я проснулся, умылся и пошел ставить капкан на росомаху. Вдруг, откуда ни возьмись, появились чахкли. Это маленькие саамские гномы, которые живут под землей и помогают добрым людям.
-Ты добрый человек, и мы поможем тебе, — сказали гномы. Они вырыли норы около наших запасов, укрыли их ветками, спрятались и стали ждать вора.
Вот и ночь завладела тундрой, вышла на охоту злая росомаха и прямо к нам. Прокралась, заметая следы своим пушистым хвостом, вошла в ярангу, и тут же ее лапы оказались в ловушке. Чахкли тут же схватили ее, но росомаха, юркая и сильная, начала вырываться. Гномы зацепились за хвост зверя, не отпуская его. Росомаха резко рванула, и хвост остался в маленьких ручках гномов. Победа за чахкли!
— Спасибо вам большое, добрые чахкли! Теперь росомаха не останется незамеченной, если снова придет в наш дом. У нее теперь нет хвоста, нечем ей замести следы.
Я угостил маленьких гномов вяленой олениной, и они ушли, юркнув в свои подземные норы. Все остались довольны. Кроме росомахи. Низкий поклон золоторогому оленю за подсказку. Мои дети сыты и здоровы — у нас перестали пропадать продукты. И я, счастливый, пошел на охоту и взял еловую ветку, чтобы заметать следы. Теперь эта хитрость росомахи и мне пригодится.
Штром Максим, Мурманская облаасть