Маруся Кочурова живет в Ижевске. Много пишет об истории своего края. Вместе с семьей путешествует по стране на автомобиле. Папа Маруси — хоккеист, капитан хоккейной команды «Ижсталь», ныне тренер хоккейного клуба «Ижсталь» Антон Кочуров. Мама — журналист, а прадед народный писатель и поэт Удмуртии Николай Байтеряков. Маруся (а это правильное произношение имени) названа в честь своей бабушки. В проекте «Дети Евразии. Послы мира» Маруся представляет интервью с жительницей Ижевска, участницей Тимуровского движения Светланой Леонидовной Репиной.
Мне кажется, что если спросить у своих родных, знают ли они книгу «Тимур и его команда», то любой ответит «да». История о мальчике и его друзьях, которые тайно помогали пожилым людям, семьям военных и попадали в разные ситуации, в прошлом веке была очень популярна. О повести Аркадия Гайдара знали все дети СССР и старались собрать свою команду, похожую на ту, что была у Тимура. Светлана Репина, как участник этого самого «Тимуровского движения» рассказала, как и зачем дети принимали в нем участие.
— Светлана Леонидовна, расскажите, как и где образовалась ваша команда?
— У нас произошло всё стихийно. Просто я прочла эту книгу, и она оказала на меня сильное впечатление.
Легендарной книге Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» в 2020 году исполнилось 80 лет.
Жили мы в районе, который называется в Ижевске «Татар-Базар», в частном секторе. И я, выходя на улицу, рассказывала ребятам об этой книге. Предложила помогать на нашей улице пожилым, одиноким людям. Ребята согласились. Тимуром, то есть самой главной, сделали меня. А потом уже просто как-то увлеклись. Нам это нравилось, помогать.
— Самое главное в деле тимуровцев было то, чтобы тебя никто не увидел. Как вам удавалась помогать тайно?
— Просто раздавался условный свист. Кто его услышал, выбегали на улицу. А там уже находили кому помочь. Например, сосед колол дрова, ушел на перекур. Самого маленького мы ставили на «шухер» и бегом перетаскивали дрова в сарай, складывали в поленницу. Как только «дежурящий» подавал знак, что хозяин выходит — мы разбегались, как горох, кто куда. В этом были свои прелесть и азарт. Ещё таскали воду в бочку, пололи грядки, зимой чистили дорожки. Взрослые, конечно, догадывались, но дело-то хорошее, делали вид, что не замечали. А мы были очень увлечены этим.
Светлана Леонидовна Репина бы Тимуром в своей команде.
Светлана Леонидовна Репина в детстве. (На фото четвертая справа в верхнем ряду).
— Если сравнить советское время с тем, которое сейчас, чем они отличаются?
— Вот сравнивать я не буду! Времена не выбирают и каждый живет в свое. Любое время, и люди в нем, прекрасны. Я это точно знаю.
— Какие эмоции вызывают у вас воспоминания о том времени?
— Эмоции, конечно, яркие. Ведь мы были молоды, сильны, здоровы. Начало пути, когда все впереди, тебе всё по плечу. Это здорово. Наверное, мы это пронесли через всю жизнь, ведь и сейчас, отчасти мы
«тимуровцы».
Кстати.
За годы войны пионеры и школьники Удмуртии дали в госпиталях около 5 000 концертов, склеили и сшили десятки тысяч конвертов и пакетов для лекарств, кисетов и носовых платков, оказывали большую помощь старшим в лесозаготовительных работах.
А вот самая первая тимуровская команда появилась в Сарапуле, в 1941 году. В ее составе были девочки, которым было 9-12 лет. Командиром по прозвищу «Тимка» стала Нэля Замятина. Девочка даже получила благодарность от самого И. В. Сталина.
В Ижевске пионеры-тимуровцы собиралась в доме № 11 на ул. Пастухова. К концу войны в Удмуртии насчитывалось 950 тимуровских команд. Тимуровцы помогали раненым бойцам, помогали женщинам и старикам, чьи мужья и сыновья ушли на фронт.
Маруся Кочурова