Меня зовут Аида Бикмухаметова. Я живу в городе Нижневартовске Ханты-Мансийском автономном округе-Югре. Учусь в 4 классе школе № 8.
Сегодня я возьму интервью у бабушки: Филимоновой Марии Александровны. Моя семья бабушке Маше неродная. Но мы дружим и помогаем друг другу как родные и близкие люди почти 5 лет. Бабушке Маше сейчас 82 года. Она очень позитивная, добрая и трудолюбивая. Когда началась Великая Отечественная война ей было 2 годика.
-Бабушка Маша, Вы помните войну?
— Да, помню. Помню середину и конец воны. Хоть я и была маленькой, но помню.
Мы жили в Ростовской области, Кашарского района, в деревне Кашары. В войну нас было трое: мама, сестра Люся, старше меня на три года и я. Отец был на фронте. Мы с сестрой оставались дома вдвоем, потому что мама работала в колхозе.
Помню, как прилетели немцы к нам в деревню. Наша деревня была в оккупации фашистов с 1942 по 1943 годы. Они поселились в домах местных жителей. У нас в доме тоже жил немец. Но хороший немец. Угощал нас галетами, консервами. А вот у соседей был немец жестокий, злой. Маленького соседского мальчика, он был младше меня, примерно полтора годика, он поставил на горячую печку босыми ногами, из-за того что он долго плакал. Кроме немцев в деревне были еще и итальянцы. Итальянцы всё ходили на реку Белую нашу лягушек ловить. Помню, как мы жили в погребе. Накидаем туда перины и всё.
Однажды, когда мама ушла на работу, я сильно обожглась об железную заслонку горящей печи. Мне тогда 3 года было. Обожгла всё туловище, руки. Очень сильно. Тогда ни врачей, ни лекарств не было в деревне. Негде было достать. Меня обрабатывали только марганцем, чтобы не произошло заражение. Потом, когда прилетели наши советские летчики отбивать нас от немцев, маме посоветовали сходить к летчикам и попросить у них мазь от ожогов. Они дали нам мазь. Вот эта мазь мне помогла.
— Бабушка Маша, что Вы ели в то время, чем питались?
-У отца была рыболовная сеть. Так как мы жили в деревне, мы ходили на речку за рыбой.
Старшая сестра Люся, ей тогда было 6-7 лет загоняла рыбу. Стучала, хлопала по воде, чтобы рыба в сеть плыла. А меня мама не пускала в реку, я сидела на берегу. К тому же дамба рядом была. Мама боялась за меня. Опасно было. Вот выловленную рыбу мы измельчим, добавим травы – щирицу и ели. Я и жмых ела.
— А зимой что ели?
— Зимой мама с колхозного свинарника приносила комбикорм. И вместе с картофельными очистками сварила, то и ели. А соли у нас не было. Дефицитом соль была.
-Были у Вас игрушки?
-Не было у нас игрушек. Знаешь, как мы играли?!
Вот возьмем початок кукурузы. От кукурузинок очистим, чтобы потом муки помолотить.
И вот на этом початке от кукурузы, нарисуем глазки, ротик, повяжем какую-нибудь тряпочку, как косынку. Вот тебе и кукла. А больше у нас и не было ничего. Телевизор я увидела только в 20 лет, когда замуж вышла.
— А электричество было в доме?
-Нет, не было электричества. Была у нас железка такая с дырочкой, мама фитилек накрутит, маслом намажет, вот и горит маленький огонек.
-Кто Вам дрова для печи приносил?
-Мы вдвоем с сестрой, мама же на работе, ходили то в лес, то в посадку сухие, поваленные ветки собирать. А то и просто палочку в деревне искали.
-Бабушка Маша, расскажите мне, как Вы учились?
-Я в первом классе два года училась. Не потому что плохо училась. Сапоги у нас с сестрой были одни на двоих. Мама решила, что сестра постарше- ей надо учится, а я еще успею. Тетрадей не было. Вот учитель раздаст газетку, а мы и пишем, где место пустое есть в газете. Один букварь был на всю деревню. Ходили к друг другу просили букварь дать, чтобы поучить уроки.
— Бабушка Маша, тяжело было во время войны?
— Тяжело…Отец вернулся только в 1946 году. Мы всё это время не знали, что с ним, где он. А отец в госпитале лежал, после контузии. Потом легче было, отец тоже стал работать в колхозе.
Когда я закончила школу в деревне, то уехала работать и учиться в город Луганск. Потом замуж вышла там. А в 80-х годах приехали с моей семьей в Нижневартовск. И живу здесь до сих пор.
-Спасибо, бабушка Маша за интервью!
-И Вам спасибо!
Конечно, дети войны рано взрослеют, потому что нет у них нет детства, нет спокойных, радостных дней. Дети находятся дома одни, когда маленькие дети дома одни без присмотра, то с ними может и несчастный случай произойти. Дети прячутся от обстрелов, от врагов, чтобы остаться в живых. Им рано приходится самостоятельно выполнять взрослые дела. Тяжелая судьба таких людей заставляет по -другому относится к обычным ежедневным вещам.
Бикмухаметова Аида, МБОУ «СШ №8» г. Нижневартовск